Приветствую читателей рубрики! Работая над собственными ошибками изложения мыслей, автор решил в данной статье высказываться сначала кратко, а затем растолковывать сказанное. Выделение основных этапов рассуждений курсивом, решая проблему структурирования материала, позволит читателю, которому не требуется пояснений, переходить к следующему важному пункту.
Первое утверждение состоит в том, что большинство изъянов в художественных текстах являются следствием осознанного выбора ошибочного решения творческой задачи.
читать дальше
Проводя аналогию с решением заданных на дом алгебраических задач, можно легко отметить, что школьник ошибается не из-за того, что выдумывает решение, а из-за того, что следует неверным путем, который кажется ему наиболее логичным. Так происходит даже в том случае, когда ученик решает задачу на время и вынужден угадывать, допустим, целочисленный ответ — избранными оказываются "наиболее подходящие" числа или всплывающие из памяти ответы с последних страниц решебника. Те же рожденные разумом мотивы толкают учащегося списывать решение у отличника, если есть такая возможность.
В нашем случае, если читатель способен абстрагироваться от ересей вроде: "Творчество - это святое, его нельзя разбирать по винтикам", картина с ошибками литераторов предстаёт абсолютно идентичной метаниям школьника. О ереси мы ещё замолвим несколько слов — в примечаниях, а теперь коснёмся лишь некоторых наболевших проблем начинающих литераторов. Обращает на себя внимание современная тенденция следовать "гендерному набору" клише; и читатель тут же может возразить, что они-то как раз являются неосознанными, а значит, сравнивать их с более-менее обоснованным выбором ошибающегося школьника нельзя. В таком случае автор предпочитает не спорить, а поинтересоваться: настолько ли слепо следуют стереотипам авторы, как это может показаться?
Вопрос риторический, но, переходя, увы, на личности, легко заметить, что марионеточная роль мужчин в женской прозе - не повторяемая бездумно схема, а решение, чаще всего всё же получившее личное одобрение автора, использующего эту "готовую форму". Напротив, отсутствие в мужском бульварном чтиве каких-либо героев, кроме мускулистых и бывалых, безликость женских персонажей, не являющихся
Логично продолжить сказанное следующим утверждением об ущербности, в таком случае, подхода к "выявлению бизнес-процессов" в литературном творчестве, то есть низкой эффективности правил о том, как надо писать: персонажей, окружение, детали и прочее. Что же от нас скрывают и почему в разной мере мудрые книги о том, как надо писать книги, не слишком-то влияют на начинающих?
Ответ был дан в первом пункте. Васька слушает советы о том, как надо писать (сюжет, начало книги, героев, атмосферу) - и продолжает свою трапезу, потому что типичные ошибки неспроста так популярны: с моделью творческого штампа легко согласиться и легко ей следовать. Да, авторы признают и даже сами готовы клеймить заезженные до дыр приёмы, но к советам о том, как надо писать, их тянет типичный вопрос, свойственный предпринимателям: как повысить доходность предприятия, почти ничего в нем не меняя? У таких авторов завизированные герои - очередной спецназовец со сверхзадачей (найти и уничтожить) или несчастная женщина средних лет, изнывающая от недостатка любви, - томятся в голове, на пере или на бумаге, пока автор мечется в поисках идеи - новенькой! - для тех же самых героев. Или наоборот. Вне зависимости от наличия озарения в авторе просыпается предприниматель: ведь имеются товар и никчемная служба сбыта. Они ищут того, кто может продать что угодно; в ход идут яркие ценники, лучшие места на полках... Оба - и литератор, и предприниматель - с самого начала бросились прямиком именно к такому финалу; маркетинговые уловки - единственное, над чем они по-настоящему раздумывали, к ним они шли и готовились, приберегая финансы для раскрутки. Остальное вышло без напряжения, например, задумка и производство
Третья, главная и самая трудная идея заключается в том, что с сознательно выбранными ошибочными путями творчества надо бороться не затверженными наизусть запретами, а при помощи работы мысли — исключительно так. Причём мыслить необходимо комплексно, по-хозяйски. Если литератор как автор идеи хочет, чтобы собственное дело его устраивало, не следует переписывать чужие бизнес-проекты под копирку. С франшизными идеями следует быть осторожнее, а иначе получится "Таня Гроттер и запрещенная книга". Звучащее в этом параграфе слово "осторожность" - это единственная верная установка, которой следует руководствоваться. Вся остальная работа должна строиться из соображений логичности, достаточности и неизбыточности чего-либо: следует выбрать цель ( и это необязательно банальное развертывание сюжетной линии до финала), необходимо объяснять себе выбор темы (пусть даже мотив будет неумным и невыразительным). Основательно обдумывать следует и объем описаний, и глубину раскрытия образов; всё необходимо держать под контролем, руководствуясь выбранной главной целью и планом реализации. Автор этих строк чувствует себя глупо: ведь наверняка о тщательном предварительном обдумывании писали много раз, но, увы, не так много и часто, как об отдельных готовых решениях: а давайте-ка писать героя-злодея, это гарантирует успех (Р. Зингельштайнер), а давайте-ка поговорим о первичности артурианского мифа по отношению к любому произведению в жанре фэнтези (А. Сапковский).
Автор полагает, что все тайны, о которых нашёптывают аннотации книг о том, как писать книги (Ю. Никитин), можно свести к простым констатациям общеизвестных фактов:
- штампы и расхожие идеи - ловушки для начинающих, дающие ощущение близости к успеху: это читали миллион раз, прочтут и в миллион первый;
- вторичности можно использовать с оглядкой, иначе автор оказывается в порочном кругу невозможности выразить хоть какую-то новую мысль из-за страха быть непонятым;
- по своему усмотрению творец вершит почти всё: выбирает языковую среду, цель повествования, жанр, стиль и многое другое; не обдумывать творение невозможно, можно поручить эту трудную задачу "партии" или "вождю", словом - автопилоту. Придуманное будет носить отпечаток ящика на ауре.
- полезные советы писателям всегда носили и будут носить лишь рекомендательный характер. Никто и никогда не изобретал единственно верной схемы реализации даже незначительных, казалось бы, деталей: таких, как объем описания внешности персонажа.
- в прошлых дискуссионных выпусках, посвященных творчеству, автор этих строк называл неотъемлемой частью писательского мастерства владение языком как инструментом воплощения идей. Безусловно, отказ от
На этом автор выпускает клавиатуру из рук и откланивается, в то же время рассыпаясь в пояснениях. Кроме того, автор опасается, что повествовал занудно и излишне тяжеловесно, не придумав при этом достаточного количества подходящих шуток.
______________________________________________________________________
Примечания
Первое примечание: упоминание авторов ( в тексте в скобках) не означает, что цитаты были дословными, но для разрешения возможных сомнений автор считает необходимым сослаться на источники:
Р. Зингельштайнер, Писать, чтобы читали - 2 (интернет-публикация).
А. Сапковский Пируг, или Нет золота в серых горах.
Ю. Никитин. Как стать писателем.
Второе примечание: по поводу ереси, автор вынужден указать, переходя в полемическую плоскость, что дотошный разбор плодов творчества обычно оказывается неприятен тем же творцам, которые не усматривают ничего дурного в подробных инструкциях, касающихся, например, наилучших форм подачи пейзажных зарисовок. Получается двусмысленная ситуация, в которой указание на пересол объявляется неэстетичным, однако сторонние инструкции о том, сколько необходимо соли, не вызывают нареканий.
Третье и последнее примечание касается популярности клише. Профессионалы используют их, как и копипасту, чтобы получить оплачиваемое решение поставленных задач: например, написать про попаданца-спецназовца, - издательство так и формулирует свои требования к рукописям. Стараясь не переходить в данном случае к полемическим вопросам, автор считает нужным заметить, что спрос рождает предложение. В частности, низкий уровень запросов начинающего автора примиряет его с содержимым полок, посвященных современной бульварщине, и даже наполняет желанием повторить "успех".