Аннотация: короткая зарисовка о странном парне и его небольшом путешествии по большому городу.
Примечания автора: это не фэнтези, не фантастика, просто теплый зимний рассказ об обычном подростке. Надеюсь, он кому-нибудь понравится. Написано, наверное, немного в духе Мураками и Лукьяненко, по крайней мере, я ими очень увлекалась в то время, когда это было написано.
Буду рада отзывам и конструктивной критике.
Я выключаю компьютер, потягиваюсь и смотрю на часы - 15:35. Ладно, можно доделать оставшееся завтра.
Смотрю за окно - там, в пустоте, падает белый снег. В моем одиночестве мне кажется, что дома, люди и деревья исчезли, оставив пустоту и снег.
Я одеваюсь и выхожу из дома.
читать дальшеАвтобус подходит довольно быстро, он полупустой, место у кабины водителя свободно. Я люблю садиться у кабины водителя, наверное, потому что в детстве я любил водить автобусы. Раньше в старых автобусах там было двойное сидение и, когда мы ехали с мамой в садик или в школу, я "водил" автобус. Помню до сих пор ощущение, когда ты ведешь машину вперед, и впереди, через прозрачно-черную занавеску просвечивает черная спина Водителя и дальше - неведомый темный мир, совсем не похожий на жизнь за окном.
Я вхожу в сумрак - вокруг падает белый снег, мы с Водителем несемся куда-то в пустоту и полы Его плаща развеваются на ветру.
- Оплачиваем проезд, проездные предъявляем, - гнусавый голос кондукторши выводит меня из сумрака.
Я показываю ей проездной, она слегка колеблется, сверяя меня с ним, но, так и не спросив ничего, удаляется, .удовлетворенно кивнув.
Я смотрю на мир, едущий за окном: машины, деревья, старые пятиэтажки, снег, витрины каких-то магазинов, на рекламе перед магазином - девушка в белом облегающем белье, блондинка с голубыми глазами. Я не люблю блондинок, особенно с голубыми глазами.
Вместе с большой толпой людей переливаюсь из улицы в огромный торговый комплекс. Люди один за другим наступают на решетку у входа и двери перед ними раскрываются. Ощущение людской толпы переходит в ощущение одиночества. Я люблю одиночество и чувствую его наиболее сильно, когда вокруг много веселых, грустных или спешащих по своим делам людей. Люди той же толпой едут на эскалаторе на верхние этажи, я еду с ними. У меня какое-то странное отношение к эскалаторам: в детстве мне казалось, что люди подобным образом отправляются на небо. Призрачная движущаяся лестница, уходящая в облака, и на ней стоят люди в белых ниспадающих мягкими складками одеждах, они держатся белыми, бестелесными руками за призрачные перила, и глаза всех устремлены в небо.
На втором этаже - магазины одежды, в них много женщин, несколько мужчин сидят на диванах рядом с магазинами: кто-то опустил голову на руки, кто-то смотрит в пустоту перед собой, кто-то - в телевизор, по телевизору показывают женщин, они покупают одежду.
Вхожу в какую-то арку - ресторан - покупаю пиццу и сок, смотрю куда сесть. Кто-то отходит к столикам у окна здесь же, кто-то проходит в небольшой зал рядом - я иду в зал: там меньше людей, и сажусь за столик у окна. За окном текут машины, люди, падает снег. Потом все исчезает, только падает снег - я вхожу в сумрак.
- Здесь не занято? Можно присесть? - бодрый, веселый голос возвращает меня обратно. Передо мной стоит молодой спортивный парень лет двадцати, от него прямо веет нерастраченной энергией. Я оглядываюсь - зал полон, нет свободных мест.
- Да - да, конечно. - Парень ставит свой гамбургер и пиво рядом с моей нетронутой уже остывшей пиццей и садится.
- Спасибо.
- Не за что.
Молча принимаемся каждый за свою еду, изредка поглядывая друг на друга. Допив пиво, парень шарит по карманам, но находит только зажигалку.
- Слушай, у тебя есть закурить?
Машинальным движением достаю из кармана пачку и протягиваю ему. Вдруг вспоминаю, что бросил месяц назад, а из куртки, видно, забыл вынуть. Парень берет одну сигарету, пачку протягивает мне назад.
- Бери всю, я бросил.
Парень одобрительно кивает.
- Хорошее дело. А я вот не могу.
Да, дело действительно хорошее, а он вот не может, жаль. Просто он не умеет входить в сумрак: я вошел в сумрак, решил бросить курить - и бросил в тот же день.
- А ты что здесь? Подарки ищешь? - спрашивает парень.
- Да. А ты?
- Я с девушкой моей, она по магазинам ходит… кстати, вот и она.
К нам подходит высокая блондинка с голубыми глазами, волосы ее отливают металлом, мне даже на мгновение кажется, что они могут светится в темноте.
- Пока.
- Пока.
Я смотрю в окно и вхожу в сумрак, там все еще падает снег. Вспоминаю Парня: он прикольный, я бы взял его с собой в сумрак, чтобы он бросил курить. А Ее бы не взял. Потому что она блондинка, и глаза у нее цвета неба в ясный морозный день.
Выхожу из ресторана, иду к эскалатору, поднимаюсь на следующий этаж: магазин электроники, сувенирный магазин - настоящая лавка Оле-Лукойе, хотя, у него, вроде, не было лавки. Старинный глобус, подарочные шахматы с индийскими слонами и всадниками 19 века, пчелки, стрекозы, голуби из полудрагоценных камней и стекла, переливающиеся всеми цветами радуги, влюбленные у водопада, водяная мельница, огромная жар-птица. На одной из витрин, среди алмазных и сапфировых букашек стоит Светящееся Дерево, оно мигает мне хрустальными бликами на свисающих тонких ветвях, словно говорит мне о своем одиночестве среди этих букашек. Я хочу купить Светящееся Дерево, продавщица достает его с витрины, показывает, как оно работает, выключат и кладет в коробку. Я не слушаю ее, и Светящееся Дерево тоже не слушает. Беру коробку: она синяя с желтыми звездами - ну точно лавка Оле-Лукойе.
На улице стемнело, зимой темнеет рано. Я иду сквозь аллею Светящихся Деревьев. Их длинные ветки опутывают гирлянды желто-белых огоньков. Я достаю Светящееся Дерево, включаю его, и оно играет для меня и только для меня своими огоньками. Я вновь упаковываю его и иду дальше сквозь сумрак. Я смотрю на Светящееся Дерево: оно горит в коробке, освещая мне путь, как волшебный фонарик маленького гнома.
Я вновь сажусь на автобус, еду домой. Едут машины, люди, пятиэтажки, снег. Блондинка в облегающем белье все стоит на морозе. Мне ее очень жалко, но я не могу взять ее с собой в сумрак: там нет места для Блондинок с Голубыми Глазами.
Я прихожу домой, раздеваюсь, ставлю Светящееся Дерево на стол, оно весело подмигивает мне своими хрустальными бликами - ему нравится моя комната. Я выключаю его и прячу в коробку. Включаю компьютер, проверяю почту - писем нет. Раздается звонок в дверь, я открываю - это мама. Она сегодня одна: отец на сутках. Я беру у нее пакеты.
- Привет, мам.
- Привет, сынок.
Я иду на кухню разгружать продукты.
- Ты уроки сделал?
- Да.
- Опять за компьютером сидишь, - с легким упреком говорит она. Я люблю играть в темноте, а в комнате темно и гудит компьютер. Мне, как всегда, становится слегка неуютно от этого упрека в ее голосе и как-то немного стыдно ее усталость.
- Доклад по литературе печатаю.
Я смотрю в окно. Там падает снег. Я пытаюсь выйти в сумрак или почувствовать одиночество, но не могу: я не один.
Я вспоминаю о Светящемся Дереве. Я подарю его маме на Новый Год, она поставит его на свой рабочий стол, и оно будет играть ей своими бликами, а она будет на него смотреть, и в тишине и пустоте чужих стен ей будет чуточку спокойнее, потому что мое одиночество сольется с ее одиночеством.
Оплачиваем проезд, проездные предъявим— предъявляем. Знаю, что это может быть расшифровка натурных записей, но в произведении важнее произвести правильное впечатление, а не передать дословно.
Я показываю ей проездной, она задумчиво сверяет меня с ним— с фотографией уж скорее. лицо с фотографией на документе. соображение, по которому предлагаю исправить - то же самое.
девушка в белом облегающем белье— а б-бельё может быть необлегающим? наверное, какое-то несовременное не облегает, панталончики там...
На втором этаже - магазины одежды, в них много женщин, несколько мужчин сидят на диванах рядом с магазинами— то вдруг у героя все на эскалаторе образцово себя ведут, глядя вперед и вверх, держась за перила. Никто не сосётся, не обнимается (странно, ведь эскалатор для этого и есть)! То вдруг среди боксов, торгующих одеждой, никакой не торгует мужской, мужской обувью или аксессуарами, поэтому мужчины в эти проклятые боксы даже не заходят. Словом, наблюдения героя рь-рь-резко расходятся с реальностью. М.б., это его выдуманный мир?
молодой спортивный парень лет 20— числительные цифрами нем пишут в худ. лит-ре.
кстати, вот и она. - К нам подходит - оформление прямой речи. Правила в учебнике.
высокая блондинка с голубыми глазами, волосы ее отливают металлом— какая-то неудачная метафора. Платиновая блондинка с ламинированием?
и странно, что сосед стреляет сигареты в зале у Крошки Картошки или у какого-то другого фастфуда с самообслуживанием, вместо того, чтоб пойти туда, где можно курить и стрельнуть там.
всадниками 19 века— это он как определил?
настоящая лавка Оле-Лукойе - и перечисляются китайские интерьерные фонтаны. Прямо обидно за героя сказки Андерсена.
выключат и кладет коробку— вычитка.
- Опять за компьютером сидишь. (Я люблю играть в темноте, а в комнате темно и гудит компьютер.)— миленькое поясненьице. вот только заключать предложение целиком в скобки русичка, кажется, не учила; а ведь это на самом деле нелепое решение. скобки нужны ВНУТРИ предложения, причем тут без них можно было обойтись в лёгкую. и к чему бы это всё? Достаточно было сказать, что комп гудит и таким образом палится.
Вердикт. Невразумительного возраста герой (школьник, бросивший курить, безошибочно угадывающий возраст тех, кому аж двадцатник... или девятнадцать? или двадцать пять?- мне вот сложно было бы решить). Герой невразумительного недуга и непонятного, в принципе, пола. Ничего читатель не узнает о его внутреннем мире - ноль целых, ноль десятых, ноль сотых... Ну и что, что ходит в сумрак? Бледный со взором горящим - и то было бы хоть что-то. а так? британский флаг, ай лав нью-йорк - и всё это женопарнишка, битард, толсто намекающий на духовный мир, который у него вроде как из-за сумрака развит. Делает искаженные натурные наблюдения, так как предубежден. Он - гордец, берущийся с видом цыганки любую проблему решить при помощи своей ворожбы, отталкивающая и бесформенная в остальном личность.
теплый клетчатый рассказ - ну можно и так назвать, почему бы нет)) у меня довольно ванильное творчество, а когда пытаюсь от этого уйти, получается излишне депрессивно, что, по-моему, даже хуже
насчет проездного, школьные проездные предъявляются без каких-либо корочек, правда, могут попросить справку из школы, если ребенок выглядит слишком взрослым.
облегающее белье - это своего рода устойчивое словосочетание, фраза из рекламного ролика, ничего больше
Словом, наблюдения героя рь-рь-резко расходятся с реальностью. М.б., это его выдуманный мир? - в каком-то смысле так оно и есть, ведь повествование от первого лица. Видимо, мне не удалось это показать, но герой настолько утонул в своем одиночестве, что воспринимает мир лишь отдельными картинками, которые находят какой-то отклик в его сознании: пробуждают воспоминания, ассоциации, непонятны для него или, по его мнению, забавны. Наверное, там есть еще какие-то магазины, и мужские, и спортивные, и там множество мужчин, покупающих что-то, но его цепляет только одна картина, всего остального он не замечает.
я что-то изменила, правда, немного, может, стало чуть лучше
в каком-то смысле так оно и есть— вы читателя оставляете грызомого сомнениями полностью. Надо бы пояснее прописать, каков ГГ, чтоб недоверие ему было оправданным. Конечно, не такая уж тривиальная поправка, но намекните, что так и было задумано. С мечтательностью-то получилось буквально в двух словах. А быть намекам потоньше в таком объёме... ну, не знаю.
критикующий внезапно не в теме. Может быть — и это совсем не те панталончики начала прошлого века, о которых ранее упоминалось )
всадниками 19 века— это он как определил?
придираетесь, уважаемый ) При прочтении эта фраза не вызывает когнитивного диссонанса и озвученной вами мысли — а очень даже наоборот создает атмосферу магазинчика.
Я бы здесь на другое обратила внимание автора: при описании фастфуда описания как такового нет от слова "совсем", кроме того, часто фигурирует "как-то", магазинчик же описан весьма детально. Вероятно, этот ход призван показать незаинтересованность фастфудом и заинтересованность лавкой сувениров — но вот как-то смазана тогда реализация задумки.
настоящая лавка Оле-Лукойе - и перечисляются китайские интерьерные фонтаны. Прямо обидно за героя сказки Андерсена.
и снова придираетесь ) Что случилось со старой доброй традицией сообщества критиковать мягко, не отбивая желания у выкладывающихся выкладываться? ) Это риторический вопрос, в общем-то — дабы не развивать оффтоп.
По сабжу:
рассказ мил. Правда. Но не без недочетов. Так, например, хочется задать автору вопрос "в какой сумрак периодически уходит глав герой?", потому как сразу идет ассоциация с Лукьяненко, да, и эта ассоциация не дает в полной мере понять. Поясняя момент с сумраком этим, получится пояснить и характер персонажа. А этого, да, хотелось бы. Еще возникает вопрос о последнем абзаце. У меня возникло ощущение, что ГГ собирается покончить с собой — появилось оно в попытке понять, почему мать ГГ останется одна в чужих стенах?
я рада, что рассказ понравился, особенно я рада тому, что не все согласны с наличием всех недочетов, указанных consolo
отдельное спасибо за указанные недочеты, это мой первый рассказ и мне очень сложно сообразить, как выразить свою мысль, что будет понятно людям и так, а что вызывает вопросы и недопонимание
с описанием фастфуда, я думаю, проблем не будет, а вот как еще описать сумрак я пока не знаю))
У меня возникло ощущение, что ГГ собирается покончить с собой — появилось оно в попытке понять, почему мать ГГ останется одна в чужих стенах? нет, может, не очень понятно написано, может, не очень внимательно прочитали: она поставит его на свой рабочий стол, и оно будет играть ей своими бликами, а она будет на него смотреть, и в тишине и пустоте чужих стен ей будет чуточку спокойнее
как он себе представляет, она поставит его на свой стол на работе, и подарок сына будет греть ей душу, и пускай они не очень понимают друг друга, но на работе, среди не близких, не родных людей, ей станет немного спокойнее, немного лучше, потому что этот подарок - это такое безмолвное "я люблю тебя, мама" от её ребенка
я бы расписал ощущения персонажа, например: спокойствие, большее в сравнении с миром обычным, тревожность ли, уверенность ли. Описывать это можно через мыслепоток, анализ глав героем своих ощущений "там" и "здесь". Картинку сумрака тоже можно дать кратенькую — ну там сдвиг цветов, обесцвеченность мира — не знаю, как лично вы видите сумрак, поэтому у меня это только примеры.
нет, может, не очень понятно написано, может, не очень внимательно прочитали:
согласен, здесь может быть мое личное восприятие (ну и не только мое — я ж не уникум), но как-то место работы — обычно привычно и знакомо. Акцентируйте чуточку внимание на этом моменте. Ну, мне кажется, не помешает )
я рада тому, что не все согласны с наличием всех недочетов, указанных consolo отдельное спасибо за указанные недочеты Предлагается уникальный вид лигики: метатель диска побивает рекорд, благодарит за поддержку, оценивает свои сильные стороны и свои промахи, а потом рад тем, кто не согласен ни с чем из того, что произошло.
и я предлагал пути решения вопросов с непрописанными моментами? очевидно, поторопился. творец пока что готов осла взвалить себе на плечи (то есть на протяжении полилога соглашается всегда с последним комментатором). Это и есть позиция, отличающаяся постоянством?
Нет, это позиция человека, делающего в чем-то первые шаги, которого облили с ног до головы (при этом не сказав, а как же стоит делать) и который на фоне напора "грамотного" и "знающего" "критика" делает шаг назад из-за своей еще пока неуверенности. Вы не пробовали не самоутверждаться за счет тех, кто еще не Набоков и Достоевский, а помочь им стремиться к такому же уровню? ) Хотя я думаю, что как раз вы-то помочь не сможете — ибо "я никогда не имитировал сарказм" как раз про вас )
На этом я свою часть дискуссии сворачиваю )
К тому же. автору вы навязываете мнение о том, что его облили с ног до головы, хотя, очевидно, третьего числа он так не считал? Может, к вашим личным обвинениям в мой адрес прекратите притягивать автора за уши, задним числом объясняя ему, что, мол, с ним плохо обошлись?