Тыквенная книга.Аннотация: О девочке Элле, рыжем коте, мрачном доме с тыквами и о воображённых людях, которые исчезнут, когда закончатся страницы.
Примечание автора: закончено, 22 главы, редактирую.
Глава 1.
Элла читает на подоконнике, и на коленях притих пушистый рыжий кот. Ей тринадцать, хотя порой за умные зелёные глаза дают и больше. Тёмные, почти чёрные волосы заплетены в косу. Ворот длинного свитера натянут по самый подбородок. Синие колготки протёрты на пятках и не заштопаны.
Девочка отрывается от книги и смотрит в окно. Она только что прочла главу из «Трёх мушкетёров» и теперь воображает, как храбрецы скачут во весь опор за подвесками королевы, а за ними лихо мчатся гвардейцы кардинала, звенят скрещенные в бою шпаги, а солнце играет на клинках. Элла не видит пасмурных качелей за окном и не слышит барабанной дроби дождя по стеклу. Только мушкетёры в шляпах с перьями.
Элла не знает: так ли читают остальные ребята? Но она – именно так. Заглотить буквы, пропустить через себя и вообразить; как в кино прожить кусочки выдуманных жизней, погрузиться в океан чудес, блаженно закрыв глаза.
— Элла! — зовут.
Девочка вздрагивает. Разве опекуны уже вернулись с работы?
читать дальше— Элла! — с кухни.
Она закладывает книгу атласной лентой, берёт на руки кота и спешит на кухню. Никого. Только чёрный ворон царапает когтями раму открытой форточки.
— Ты кто?
Птица наклоняет голову и улыбается агатовым бисерным глазом.
— Чего тебе?
— Кар-р-р!
Рыжий разбойник поводит ушами и прыгает на стол.
— Нельзя, Тошка!
Но незваная гостья-птица успевает упорхнуть с форточки. Кот лишь недовольно мяукает и бьёт лапой по стеклу. Ох, уж эти пернатые! Вечно дразнят и нарываются на неприятности, но улетают, хитрюги! Ничего, ещё допляшутся!
— Эх ты, Тошка. Вспугнул, — вздыхает Элла и обнимает друга. — Как думаешь, зачем ворон к нам пожаловал?
Кот недовольно мяукает.
— Я вот, шалун мой ненаглядный, думаю, мы упустили важное послание. Ну, ладно. Король-Ворон ещё пришлёт к нам гонца. Ты ведь его не ощиплешь?
Элла пристально смотрит Тошке в глаза. Разбойник протяжно мяукает. Он бы с радостью потрепал птичку.
— Обещаешь?
В глазах рыжего мелькает понимание, и Элла вместе с любимцем спокойно возвращается к «Трём мушкетёрам».
Её иногда посещает воспоминание о крылатом посланнике. Тот проносится меж строк и разрывает ряды букв, перемешивая их в несуразное зелье. Опускается на шляпу д’Артаньяна и кричит о смертельной опасности. Тогда Элле отчаянно хочется заглянуть в конец книги и убедиться, что с любимым героем не случится плохого.
Вечером возвращаются Демидовы. Милая бездетная пара, охотно приютившая бестолковую сироту. Они далеки от идеалов. Демидов курит, дымя паровозом на балконе, и часто скрючивается от кашля. А Демидова любит сетовать подругам на тяжёлую долю и на девочку-юродивую, что они взяли на иждивение. Элла никогда не обижается. Ей даже жаль приёмную тётку. Та лишена огромного счастья каждый день открывать новый мир и тонуть в его удивительности. Она ходит на скучную работу, переваривает офисные дрязги, выплёвывает сплетни подругам, по вечерам жарит котлеты и смотрит телешоу.
Впрочем, Демидова не всегда называет Эллу блаженной, а только если девочка забудется и расскажет об охоте на Моби Дика или сражении с гвардейцами кардинала Ришелье.
Сегодня Элла молчит о гонце Короля-Ворона, и опекунша достаёт с верхней полки три конфеты к чаю. Сами Демидовы никогда сладостей не едят, хотя Элла знает, что в святилище их припрятано два пакета. Однажды девочка залезла посмотреть, нет ли там волшебного колодца, из недр которого берутся шоколадки и конфеты, но нашла лишь кульки вкусностей.
Элле очень нравится у Демидовых, уж куда лучше, чем у Романовых, оставшихся в прошлом и на другом конце необъятной Москвы. По правде сказать, Элла немного кривит душой: Романовы её не обижали. Но у них вся жизнь подчинялась гнетущему расписанию: завтрак ровно в семь десять, всегда овсяная каша с комочками и вязкий кисель, домашнее задание под надзором и полчаса телевизора перед сном, даже если хочется почитать. Шаг влево, шаг вправо – укоризненные вздохи. Два шага – нудная лекция. Но всё справедливо. И если не раздражать взрослых, то в субботу плетущаяся, словно пьяная гусеница, бабушка-старушка вела девочку в зоопарк и протяжно охала всю дорогу. Элла даже сочинила небольшую песенку под её монотонное бормотанье.
Так, возвращаясь из зоопарка, Элла и встретила Тошку. Маленький грязно-рыжий исхудалый котёнок едва держался на тонюсеньких лапках. Бабка покрепче стиснула руку Эллы и с неожиданной прытью поволокла прочь. Бездомный заморыш жалобно пищал и обречённо брёл за девочкой, оступался, но упорно вставал. Наконец, Элла извернулась и подхватила бедолагу на руки.
— Родители будут недовольны, — только и сказала бабка.
Вечером квартира взорвалась страшным скандалом. Притащить блохастого зверька с помойки в чистую квартиру с недавним ремонтом и итальянской мебелью. Обдерёт обои, изгрызёт ножки кресел, загадит ковры!
Безропотного котёнка вышвырнули на улицу. Холодную дождливую ночь он провёл под неприветливым осенним небом.
Утром Эллу отвели в школу за руку, чего не случалось давно. Но после первого урока она сбежала. Котёнок нашёлся у подъезда под урной, куда забился в поисках сухого места. Он трясся от холода. Уши прижаты, шкурка черна как половая тряпка после уборки. Домой с ним нельзя, но и расставаться не хотелось до боли в груди.
Элла села в автобус и доехала до парка, где иногда гуляла летом с бабкой. Пассажиры жалостливо поглядывали на девочку, прятавшую под курткой комочек счастья.
В магазине Элла купила баночку сметаны и села на скамейку кормить котёнка. Тот неуверенно высунул мордочку из куртки, но тут же вжался обратно. Девочка чувствовала, как трепетно билось его сердце. Пушистый комочек потихоньку отогревался. Она поставила сметану на скамейку и пододвинула котёнка ближе к еде. В первое мгновение зверёк съёжился от холодного ветра, но Элла ободряюще погладила его по голове. Котёнок учуял сладкий запах сметаны и осторожно облизал краешек баночки. Распробовав, он жадно накинулся на еду.
— Красивый. Как его зовут? — раздался голос позади. Элла обернулась и увидела высокую женщину в драповом пальто, похожую на величественную скульптуру из чёрного мрамора. Волосы цвета вороного пера собраны в конский хвост, яркие стрелки у хитрых зелёных глаз, тонкие алые губы, чуть приоткрытые, словно что-то мешало их сомкнуть.
— Тошка, — ответила девочка, всё ещё любуясь незнакомкой, изучая волнообразный изгиб бровей, тонкий нос и скрещенные на животе кисти рук.
— Хорошее имя.
— Ага.
Элла тяжело вздохнула. Кто знает, может, это её последняя встреча с Тошкой? Он долижет сметану, вновь забьётся под куртку, но вечером? Что делать, когда неминуемо возвращение к Романовым?
— Почему ты не в школе?
Девочка прикусила губу.
― Вообще-то не стоит разговаривать с незнакомыми.
Женщина тепло улыбнулась.
― Конечно, не стоит. Но ведь я не зову тебя в тёмный переулок?
От дамы не веяло опасностью, тревога не витала в воздухе. Да и непохожа она была на тех, о ком говорят в криминальных новостях.
— Надо Тошку покормить, поэтому я и ушла из школы, ― Элла спрятала сытого котёнка под куртку.
— Что же, больше кормить некому?
— А у него никого, кроме меня, нет.
— И что же ты будешь делать вечером? Оставишь его одного?
— Не знаю…
Пока не пришла незнакомка, Элла молилась, чтобы вечер никогда не наступил. Оставить котёнка на улице – сердце разорвётся, глаза выплачешь. Но принести его домой, вновь переживать оглушительные пушечные выстрелы скандала, видеть, как кривится и расползается, подобно краске, лицо Романовой. Это выше сил.
— Я… Я убегу из дома! — глаза Эллы загорелись огнём. Конечно! Как отчаянные и храбрые герои книг бросить вызов обществу, расправить крылья и взлететь!
Но незнакомка сердито нахмурилась, и девочка сникла.
— Побег из дома – это не решение проблемы, а ребячество, безответственность. Но ты ведь взрослая девочка, правда?
Элла кивнула, ловя солнечную улыбку.
― Что ты будешь делать одна на улице? Замёрзнешь и оголодаешь. И коту никак не поможешь. Ты же не хочешь, чтобы Тошка страдал ещё больше?
— Не хочу, ― Элла опустила глаза. Слёзы подступали.
— Вот что. Пойдём ко мне.
— Не могу. Нельзя ходить к незнакомым людям в гости.
Женщина довольно щёлкнула пальцами.
— Ты права, я сглупила. Тогда давай я возьму котёнка и позабочусь о нём.
— Правда, позаботитесь?
— Честное мушкетёрское.
Элла нахмурилась.
— Я не читала о мушкетёрах. Говорят, девочкам моего возраста Александра Дюма ещё рано читать.
Женщина призадумалась.
― Сколько тебе лет?
― Одиннадцать скоро.
— Даю честное слово Василисы Премудрой. А «Мушкетёров» всё-таки прочти.
И обе звонко рассмеялись. Ветер подхватил пожухлые листья и закружил их в такт смеху. Элла отдала котёнка, уверенная в его судьбе. Девочка и незнакомка условились встречаться по воскресеньям, чтобы Элле больше не прогуливала школу. А дома девочка сказала, что записалась в кружок рисования. Романов презрительно фыркнул: «Глупости!» Сам-то он был экономистом по образованию и трудоголиком по складу души. Всё, что он ни делал, приносило выгоду и чаще всего – деньги. Поначалу Элле это даже нравилось: ведь её дважды в год возили на море. Но вскоре взрослые ей наскучили: они совершенно не думают о сказках.
Каждое воскресенье Элла и незнакомка, так и не назвавшая имени, гуляли по парку, ели ванильное мороженое в хрустящих стаканчиках, а иногда женщина водила Эллу в кино. Девочке нравилась темнота кинотеатра. Откинувшись на спинку кресла, она сочиняла свои истории, и пока персонажи на экране творили одно, в воображении Эллы всё развивалось иначе.
Женщина соловьём рассказывала о далёких странах, куда ездила по работе, о прыжке анаконды и тыквенном вареве аборигенов, о разрушенном замке, поросшем столетним мхом. Она пересказывала книги и придумывала небылицы об Иване-царевиче, будто он вовсе и не женился на лягушке, а сам случайно заколдовал невесту и отправился за тридевять земель искать противоядие, пока заклинание не стало необратимым. И говорила она о заморском принце, который ради власти пожертвовал невестой. Элла слушала, затаив дыхание. Успеет ли принцесса Констанция спастись от гончих тьмы? И вот когда бешеные псы уже настигали несчастную, незнакомка печально замолкала. Она поджимала губы и отводила взгляд. Элла нетерпеливо дёргала женщину за рукав.
— Ну, а дальше? Она спаслась?
— Это неважно, Элла. Когда подрастёшь - дорасскажу. А пока просто помни: израненные души всегда остаются в шрамах.
Элла грустнела. Но когда незнакомка рассказывала о смекалистом коте в сапогах, девочке вновь становилось тепло и уютно. И совсем не хотелось домой.
— Вот бы и мне быть такой же, как вы, — однажды сказала Элла на прощанье.
— Ты будешь лучше, — таинственно улыбнулась женщина.
После пробирающих до дрожи зимних вьюг работники социальной службы огорошили Эллу известием о новой приёмной семье. Романовы так и ничего и не объяснили. Но они не выглядели ни расстроенными, ни счастливыми. Молча скрывали тайну и топили чувства в равнодушных минах, собирая Эллины вещи.
— Что ж, это даже хорошо. Теперь ты сможешь жить вместе с Тошкой, а то он скучает по тебе, — весело пропела незнакомка, узнав новости.
— А вас я когда-нибудь увижу? — с надеждой спросила Элла.
— Я уезжаю, — помрачнела женщина. — Понимаешь, я живу в удивительном, волшебном мире. Если бы только знала, как он прекрасен! — её голос смягчился; словно расцвели незабудки. — Но мой мир в страшной опасности. Он умирает, и я ничего не могу сделать… И всё же я должна быть там.
Элла с грустью смотрела на женщину. Слёзы навернулись на глаза. Неужели больше не будет полуденных походов в кино и мороженого? Принцессы, убегающей от тьмы, и странствующего Ивана-царевича?
— Я пришлю ворона, Элла, когда тебе исполнится тринадцать. Я вернусь за тобой. Обязательно однажды вернусь и всё объясню. Обещаешь ждать?
— Да.
Сердце трепетно забилось. Волнующе. Неужели, наконец, всё будет как в сказке?
— Помни, Элла, у тебя чудесный дар, дар воображения. Береги его.
Женщина задумчиво убрала прядь со лба.
— Я слишком многое рассказала тебе, а ведь рано ещё. Ты забудешь, но вспомнишь позже.
Женщина, сложив губы трубочкой, подула на Эллу, как горный ветер, и девочка почувствовала: мысли разбегаются, мгновения испаряются из памяти, точно стремительно сгорающая свеча. Впрочем, после всегда остаётся расплавленный воск.
— Я пришлю за тобой ворона, Элла. Главное, не забудь: воображение – это самый ценный дар, какой только может быть дан человеку, — и ушла, не дав попрощаться.
Эллу привезли к Демидовым. Новый дом, школа, районная библиотека с молодой и весёлой работницей, которая с упоением пересказывала остросюжетные детективы. Первые недели Элла смутно помнила безымянную незнакомку и обещание о вороне, но вскоре стала забывать и перестала ждать, уступая новым впечатлениям и мурлыканью кота, греющегося на коленях.
Ночью Элла просыпается, точно от удара током. Сквозь сон всплывает давно забытый разговор о вороне. Два года назад.
— Значит, она вернулась за мной, Тошка. Её не похитил Кощей Бессмертный, не съела анаконда с Амазонки. Она вернётся и заберёт меня. Мы вместе уедем в Париж или в Лондон. И откроем своё сыскное агентство. Как Шерлок Холмс. Она будет Шерлоком, а я Ватсоном. Мы столько преступлений раскроем! Или, может, она увезёт меня в тот странный, волшебный мир, о котором говорила на прощанье. Будет здорово, если он на самом деле существует.
Утром Элла причёсывается аккуратнее, чем обычно. Надевает синее платье в белый горошек и новые колготки.
Сегодня они уедут на поезде далеко-далеко, на море разгребать завалы голубых ракушек, строить замки из песка и танцевать в волнах.
Воскресенье.
Демидовы умчались на строительный рынок за шпаклёвкой. Затевают ремонт. Пора бы привести в порядок Эллину комнату. Девочка же отказалась от поездки. Незнакомка может приехать в любую минуту.
Тошка лениво гоняет клубок фиолетовых ниток. Элла читает «Двадцать лет спустя», но то и дело отвлекается. Ей всё кажется, что на лестничной площадке кто-то есть, подходит к двери и нажимает кнопку звонка. Она вздрагивает. Прислушивается. Нет, показалось. Разочарованная, утыкается в буквы.
— Может, завтра.
И вечером, когда темно и зажигаются бусины звёзд, раздаётся звонок в дверь. Демидовы никогда не звонят, просто отпирают дверь. Значит, это она. Всё-таки пришла.
От волнения вот-вот выпрыгнет сердце из груди! Элла подбегает к двери и смотрит в глазок… вот только это вовсе не чудо-женщина в драповом пальто.
Птица наклоняет голову и улыбается агатовым бисерным глазом.— стоп-стоп-стоп. улыбается глазом, как это? нехудо бы пояснить. второе глаз по размеру не бисерина, а бусина.
Я вот, шалун мой ненаглядный,— даже Элли не выражалась так жеманно. А вроде современная девочка.
бай зэ вэй, из книги девочка извлекала киноштампы. При чтении книги, если не вспоминать фильм, никаких плюмажей в воображении не возникает. Навскидку мне припомнили, как слуга Портоса набрасывал лассо и так вытягивал бутылки из подвала. Я же из сцены отчаянной погони за подвесками прочь от гвардейцев вспоминаю только то, как Атос выиграл в пивнушке в карты и решал, брать выигрыш лошадьми или баблом.
так что попахивает очередным переслащенным леденцом для читателя. для лучшего усвоения завернуться в теплый плед.
Элла пристально смотрит Тошке в глаза. Разбойник протяжно мяукает. Он бы с радостью потрепал птичку. — Обещаешь? В глазах рыжего мелькает понимание,— а вот моей твари двадцать лет в обед. Она умеет понимать при этом (и при том, что неглупа по кошачьим меркам) только интонации. соответственно, договориться уговорами до того, чтоб она не раздирала ежей на даче, невозможно. надо: отругать сразу же. похвалить, как только сдержится.
в этом отношении симсы все верно представляют.
Опускается на шляпу д’Артаньяна и кричит о смертельной опасности. Тогда Элле отчаянно хочется заглянуть в конец книги и убедиться, что с любимым героем не случится плохого.— а я точно знал, что ничего плохого, так как вон сколько книг про мушкетеров накатал лукавый автор. Странная девочка, нелюбопытная)
Они далеки от идеалов.— несуразица. далеки от идеалов революции? от чьих идеалов? что имеется в виду? они неидеальные родители? так и напишите.
Они далеки от идеалов. Демидов курит, дымя паровозом на балконе, и часто скрючивается от кашля. А Демидова любит сетовать подругам на тяжёлую долю и на девочку-юродивую, что они взяли на иждивение— и это всё, в чём их можно обвинить? тогда точно не знаю, какие там идеалы. Как у совсем юных авторов, где сирота непременно попадает к калленам, которые ее осыпают златом вампиров и не кусают, да еще и эдика дарят?
почему всегда сирота тм ущемлена в правах, а приемные родители ну гадкие, даже если не педофилы?
обоснуйте хотя бы.
вот курил бы папаша в нос девчонке - ок, подлец. А на балконе он только законодательству и мешает, особенно если не пуляется бычками.
ну, любит баба побазарить с подругами. да по этому обвинению можно массовые расстрелы устраивать.
с юмором бы подать взгляд сироты, начитавшейся про Золушку, а?
имхо, незрелое оно. на первый же взгляд.
а только если девочка забудется и расскажет об охоте на Моби Дика или сражении с гвардейцами кардинала Ришелье.— или о сражении. благозвучие хромает. сейчас на фм-радио есть проект: авторы читают отрывки своих произведений. и вы только выиграете, если будете проговаривать вслух то, что написали, расставляя предлоги, союзы, которые обеспечивают связность речи.
ну и, как автор понимает, самые крутые сказки - те, в которых присутствует взрослый повествователь. Не копирующий стиль и заштампованность сюжета у подростков, а именно такой, как Р. Даль, например.
а как подросток фэнтазюшный сюжетец без юмора,, но про свидание со сказкой напишет... каждый первый подросток, то есть овер 9000 авторов только на прозеру (ежегодно).
выход, если б текст был мой, могу предложить лишь один: писать негативное отражение, пов приемных предков, которые ощущают, что сирота предубеждена: мачеха-злодейка, отчим - дурень...
Опять же, вот рассуждения о качестве исполнения родительских обязанностей: ГГ пытается описать их повадки общими словами, а для создания атмосферы, так сказать, лучше было бы привести просто пару конкретных примеров чего-то, что героиню радует/не радует. С прошлой семьей там хотя бы эпизод с котенком подробно описан, дает какое-то представление, и про художку тоже, кстати, а вот со второй - непонятно, что эти люди из себя представляют.
А вообще меня текст заинтересовал, если будете выкладывать продолжение, обязательно прочту.
проговаривать вслух то, что написали
Так и делала, но, видимо, это не помогло(
будете выкладывать продолжение - когда всё переделаю - обязательно.
Птица наклоняет голову и улыбается агатовым бисерным глазом.— стоп-стоп-стоп. улыбается глазом, как это? нехудо бы пояснить.
Это всего лишь означает, что такое впечатление производит взгляд птицы.
Странная девочка, нелюбопытная)
Не всем же любить спойлеры. Что в этом странного?
Они далеки от идеалов.— несуразица. далеки от идеалов революции? от чьих идеалов?
От идеалов Эллы. Мне казалось, что это очевидно, т.к. история про неё.
они неидеальные родители?
Скорее, с точки зрения Эллы, не идеальные, скучные люди, занятые своей скучной жизнью и ни капли не волнующиеся о Моби Диках и Ришелье, но в целом всё же неплохие, потому что не достают особо. Возможно, из текста и в самом деле не всё понятно, хотя была уверена, что пары абзацев хватит((
пов приемных предков, которые ощущают, что сирота предубеждена: мачеха-злодейка, отчим - дурень
Это, конечно, интересная идея. Но одинокий пов приемных родителей будет смотреться не к месту на фоне текста на 20 глав от лица Эллы.
Merry Loony,
Элла, которая размышляет почти обо всем так, как будто отчеты составляет. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление. А можете привести ещё какой-то пример, кроме "далеки от идеалов"?
Пасмурный всё же относится к более природным объектам, связанным с погодой. Пасмурный парк - ладно. Но пасмурные качели?
улыбается агатовым бисерным глазом.
Именно улыбку глазом птицы представить сложно.
Я вот, шалун мой ненаглядный, думаю, мы упустили важное послание. Ну, ладно. Король-Ворон ещё пришлёт к нам гонца. Ты ведь его не ощиплешь? Элла пристально смотрит Тошке в глаза. Разбойник протяжно мяукает. Он бы с радостью потрепал птичку.
Автор не умеет пользоваться заместительными синонимами и злоупотребляет ими.
Милая бездетная пара, охотно приютившая бестолковую сироту.
Здесь нехилый провис сюжета. Кроме того, эта фраза идёт вразрез с нижесказанным:
Они далеки от идеалов.
(От чьих\от каких?)
А Демидова любит сетовать подругам на тяжёлую долю и на девочку-юродивую, что они взяли на иждивение.
(выше - охотно взяли)
сладостей
сластей
святилище
Мормоны что ли? У них в доме святилище?
Из текста ворчливой ограниченной брюзгой выглядит именно Элла - и каша ей с комочками и демидовы недостаточно духовны и романовы нудные и бабушка ворчливая.
Говорят, девочкам моего возраста Александра Дюма ещё рано читать.Элла с грустью смотрела на женщину. Слёзы навернулись на глаза. Неужели больше не будет полуденных походов в кино и мороженого? Принцессы, убегающей от тьмы, и странствующего Ивана-царевича?
Никак не показана реакция Эллы на откровенную (с точки зрения адекватного человека) ложь женщины. Даже если она верит в сказки и немного не в себе - стоило об этом упомянуть.
Героиня симпатии не вызывает, стиль изложения тоже.